Меньшиков Геннадий Николаевич

Среди ветеранов Богословской ТЭЦ живых участников Великой Отечественной войны осталось всего восемь.

А в конце 1940-х - начале 1950-х годов они, бравые солдаты в военных гимнастерках, шли через проходную ТЭЦ устраиваться на работу. 2 декабря 1950 года пришел в электроцех и Геннадий Николаевич Меньшиков. Сегодня его уже нет в поредевшем строю ветеранов, а накануне 9 мая 2002 года он, казалось, был еще бодр и в беседе со мной вспоминал войну.

В 1950 году Геннадий Николаевич только что демобилизовался из армии, куда ушел семнадцатилетним мальчишкой в 1942 году. Не гадал, не чаял, а попал в авиацию. Сначала учеба в Васильевской военной школе, эвакуированной из Киева в Миасс, под Челябинск, где изучали новый пикирующий бомбардировщик. Потом первая стажировка на 4-м Украинском фронте. Курсантов-механиков, среди которых был и Геннадий, закрепили за опытными мастерами: дескать, учитесь. Эскадрильи бомбардировщиков ПЕ-2 поднимались ввысь и уходили в сторону Никопольского плацдарма. Иногда не возвращались.

- Мы ждали их на летном поле,- вспоминал Геннадий Николаевич.- Мы, механики, ведь тоже входили в экипаж, который состоял из летчика, штурмана, стрелка-радиста и механика. Без нас машина не могла взлететь. Мы же настраивали орудия на пикирующую или горизонтальную бомбардировку. А в мае 1944 года нас перебросили в тыл, в Казань, в 9-й запасной авиационный полк, где готовились к полетам и формировались новые экипажи. В то же время мы изучали новые машины.

Война подходила к концу. А отечественная авиация испытывала неизвестный до того подъем, ее значение теперь было трудно переоценить.

- Весной 1945 года нас перебросили в Подмосковье,- рассказывал Геннадий Николаевич,- на аэродром Монино, расположенный недалеко от Академии имени Жуковского. Здесь летный состав под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Сандалова проходил тренировки, мы готовились к Параду Победы. Рядом стояла женская эскадрилья. В свободное время приезжали с концертами артисты, пел даже Козловский.

Слушая Геннадия Николаевича, я невольно вспомнила один из лучших отечественных фильмов о войне «В бой идут одни «старики». И спросила его о нем.

- Так все и было,- согласился мой собеседник.- Только хора своего у нас не было. - Знаете, как мощно взлетает эскадрилья! Состоит она из девяти самолетов, а на взлет идет сначала шестерка, а после - тройка. 24 июня 1945 года на Красной площади был Парад Победы. С утра моросил дождь, небо было затянуто. Эскадрильи не выпускали. Прояснилось только часам к трем дня. И самолеты в это время прошли над Красной площадью, но парад, к сожалению, уже был закончен,- вспоминал Меньшиков.- Зато 18 августа, в День авиации, летный состав смог продемонстрировать то, на что к тому моменту были способны наши войска. А в сентябре 1945 года мы уже были в Германии, в городе Штраусберге, где стояла наша часть. И мы вновь стали готовить машины к полетам.

В 1946-1947 годах в Бранденбурге в 812-м истребительном полку Геннадий вместе с летчиками изучал новые ЯКи-1, 3, 9, а вскоре и реактивный МИГ-15. Тогда ему пришлось переучиваться со специальности авиационного механика и техника самолетов с поршневым двигателем на реактивные.

Службу Геннадий Николаевич закончил в звании старшины в Эберсвальде, демобилизовавшись в октябре 1950-го.

Среди его наград – орден Отечественной войны II степени, медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Вспоминая сегодня Геннадия Николаевича, можно с уверенностью сказать, что в мирной жизни он больше всего любил спорт. Футбол и хоккей были его страстью. Он не только был самым активным участником всех соревнований команды «Энергетик», но и все годы, пока работал на ТЭЦ, отвечал за организацию спортивной работы.